Официальный сайт ЧОП «Бумеранг»

Адрес: г.Н.Новгород, ул. Яблоневая, д. 18
Телефоны: +7 (831) 28-28-911, 28-26-112, 28-26-110
e-mail: bumerang52@list.ru


ЧОПы должны отдать оружие МВД безвозмездно

03 сентября 2009 г.
Увеличить
Алексей Кулагин: "В данном законе есть многочисленные оговорки, которые будут способствовать контролирующему органу в принятии субъективных решений в отношении ЧОПов". Фото: Павел Водопьянов.

Как уже сообщала газета «Ваше дело», в конце августа в Барнауле состоялся «круглый стол», посвященный грядущему вступлению в силу изменений законодательства, регулирующего в России частную охранную деятельность. Как выяснилось, руководители ЧОПов не без основания опасаются за дальнейшую судьбу своего бизнеса и отрасли в целом. Сегодня мы публикуем часть выступления Алексея Кулагина, председателя регионального подразделения Общероссийского профсоюза работников негосударственных организаций безопасности.

Алексей Кулагин, председатель регионального подразделения Общероссийского профсоюза работников негосударственных организаций безопасности:

С момента образования первых частных охранных предприятий в России прошло более 17 лет. Сейчас в стране около 27 тыс. таких организаций. Под охраной ЧОПов сегодня находятся свыше 300 тыс. объектов государственной и частной собственности. По данным МВД РФ, в 2008 году сотрудники частных охранных предприятий задержали более 23 тыс. правонарушителей.

Да, необходимость внесения определенных изменений в законодательство о частной охране не вызывала сомнений. 22 декабря прошлого года изменения были приняты и вступают в силу с 1 января 2010 года. Однако ещё в ходе работы над законопроектом у специалистов-практиков было много вопросов. К сожалению, их мнения были учены не в полной мере. По оценкам руководителей российских ЧОПов, с которыми мы поддерживаем постоянную связь, некоторые изменения отрицательно скажутся на развитии отрасли.

Одно из изменений касается видов деятельности, разрешенных частным охранным предприятиям. Лицензия будет выдаваться не на охранную деятельность в целом, как это было раньше, а на отдельные виды услуг. При этом соискатель может претендовать на ограниченное число видов деятельности. Целесообразность этого разделения весьма спорна, она ставит участников рынка в заведомо неравные условия и создает предпосылки для злоупотреблений со стороны должностных лиц.

Новый порядок выдачи лицензий также предоставляет органам внутренних дел право в бесспорном порядке приостанавливать действие лицензии на срок до одного месяца в случае выявления нарушения. Думаю, не надо пояснять, что это будет означать экономическую смерть охранного предприятия, которое не сможет выполнять свои договорные обязательства перед клиентам.

Регламентировано увеличение размера уставного капитала ЧОПов до 100–250 тыс. рублей в зависимости от видов деятельности. Мотивируется это заботой о потенциальных клиентах и необходимостью усиления материальной ответственности ЧОПов. Однако любой бухгалтер сможет увеличить уставной капитал только на бумаге. На наш взгляд, более действенной была бы система добровольного страхования.

Ещё один блок изменений напрямую ущемляет права рядовых охранников. Это касается регламента обучения и прохождения периодических проверок. Ранее, пройдя необходимый курс обучения, собрав документы и ответив на теоретические вопросы в отделении лицензионно-разрешительной работы, сотрудник ЧОПа мог получить удостоверение охранника. В настоящее время порядок проведения проверок изменен. Они стали платными, зачастую проводятся на базе приближенных коммерческих структур. Охранники и руководители ЧОПов обязаны теперь один раз в пять лет платно повышать свою квалификацию. Цена вопроса, по разным оценкам, составляет от 3 тыс. до 25 тыс. рублей для каждого человека. Ещё придется проходить ежегодные проверки на предмет профпригодности к действиям, связанным с применением оружия и спецсредств. Это ещё около 1 тыс. рублей.

Не буду задавать вопросы о том, чему могут научить успешного руководителя ЧОПа на курсах повышения квалификации. Или зачем охраннику знать ответы на 4 тыс. вопросов, большинство из которых не имеют к его профессиональной деятельности никакого отношения. Бесспорно одно — обучение частного охранника пора переводить на другой, более высокий качественный уровень. И делать это необходимо на базе учебных центров МВД. Привлечение же к этому процессу частных структур, на наш взгляд, чревато негативными последствиями.

Одним из требований, вызывающих наибольшее недоумение, является положение о добровольной безвозмездной передаче служебного оружия на баланс МВД с последующей его безвозмездной арендой. Проведите аналогию с другим видом бизнеса и национализацией его основных средств, и вам станет понятна озабоченность руководителей ЧОПов. Обязательство же государства безвозмездно передавать оружие в аренду бывшим собственникам, мягко говоря, вызывает недоверие. Правила игры могут быть изменены властью с такой же легкостью в любую минуту. Комментируя это новшество, должностные лица МВД уже сегодня говорят, что ремонт, хранение, замена служебного оружия будут платными.

Предвижу возможные доводы в пользу необходимости ужесточения контроля над оборотом служебного оружия. В ответ приведу статистику МВД. Численность частных охранников сегодня — около 740 тыс. человек, сотрудников МВД — 821 тыс. человек. Количество правонарушений у охранников за прошлый год — 51 тыс., причем в основном это забытые дома удостоверения и другие общественно неопасные деяния. Среди сотрудников МВД допущено 76 тыс. правонарушений. За весь год к уголовной ответственности привлечено 57 частных охранников, сотрудников МВД за девять месяцев прошлого года — более 18 тыс. человек.

Может быть, новые нормы закона упрощают работу МВД и делают её более эффективной? Нет. Из-за отсутствия необходимой нормативной базы, которая должна была быть разработана МВД, деятельность отделов лицензионно-разрешительной работы, в частности — по выдаче удостоверений охранникам, фактически парализована. И на местах корректировка этой ситуации невозможна.

Мотивов у разработчиков всех этих изменений в закон называют несколько. Во-первых, это неприятное ощущение, когда в условиях непростой социально-экономической ситуации в Москве сосредоточены несколько сотен тысяч вооруженных и хорошо подготовленных людей. Второй, на мой взгляд, более вероятный мотив, — экономический. Годовой оборот вневедомственной охраны МВД составляет миллиарды долларов. И возникает большой соблазн увеличить его на треть за счет честных охранников.

Автор(ы): Издательский дом «Алтапресс»

Адрес страницы: https://www.bumerang.nnov.ru/news/2009/weapon-for-free/