На дорогах появятся замаскированные камеры слежения

24 октября 2006 г.

На прошлой неделе Рашид Нургалиев объявил о том, что вскоре на дорогах будут установлены автоматизированные камеры слежения, которые будут фиксировать нарушителей скоростного режима. Водитель может и не узнать о том, что его “засекли”, пока не найдет в своем почтовом ящике квитанцию на штраф, которую должен будет оплатить в банке. Это нововведение призвано в первую очередь исключить человеческий фактор при таких нарушениях и искоренить взяточничество, а в целом власти надеются, что это поможет сократить количество серьезных аварий на опасных участках дороги, но это лишь вторичная задача.

В принципе, это уже не новость, ведь в федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.”, если отбросить множество ненужных формальных подпунктов и ничего не значащих описательных абзацев, очень четко написано, что именно нас ждет, и автоматизированная система слежения – это только начало. Тем не менее, новость оказалась ошарашивающей. За что боролись, на то и напоролись. Хотим цивилизованного общества, но не любим бумажную волокиту и ответственность. Играть в гляделки теперь придется с автоматикой, а не с живыми людьми, которые, скорее всего, гораздо прозорливее, чем автоматика, и каждый раз поражают своей изобретательностью.

Интересно, что штраф будет налагаться на владельца автомобиля, так как радар будет идентифицировать транспортное средство по регистрационному номеру, марке и модели автомобиля, тогда как кто именно сидит за рулем, уже не важно. Как, интересно, будет действовать человек, продавший свое авто по генеральной доверенности и получивший охапку штрафов за превышение скорости нынешним владельцем автомобиля? Подобные споры будут разрешаться исключительно в судебном порядке. Вопрос об изъятии водительского удостоверения за превышение скорости тоже остается открытым. Вполне логичной была бы система, при которой данные моментально передавались бы с радара на ближайший пост ДПС, сотрудники которого уже впоследствии должны были бы отловить нарушителя и лишить его прав. Только взаимодействия с сотрудниками ДПС опять же не избежать, так же как не избежать соблазна отделаться от неприятностей банальным вознаграждением, а уж проворные гаишники наверняка найдут возможность стереть из памяти компьютера ненужную информацию.

С другой стороны, эта попытка легализации штрафов за превышение скоростного режима имеет своей целью, кроме всего прочего, направить-таки средства, собранные со штрафов, в госбюджет. За полтора года работы автоматическая аппаратура контроля за скоростью в Англии зафиксировала 18 тысяч нарушений скоростного режима, и это принесло в казну государства почти 2 млн долларов. В Париже система автоматических радаров работает с 2000 года. Кроме нарушений скоростных режимов, радары фиксировали выезд на встречную полосу и проезд на красный сигнал светофора, за три месяца было собрано штрафов на сумму стоимости еще 200 камер слежения. По статистике, количество ДТП в Париже сократилось в два раза. В Германии же сейчас в тестовом режиме работают камеры нового поколения, которые способны фиксировать одновременно два нарушения. Они устанавливаются у светофоров и отлавливают водителей, ускоряющихся перед желтым сигналом светофора, они будут оштрафованы и за превышение скорости, и за проезд на красный.

Несмотря на то, что в некоторых странах с определенной культурой вождения установка автоматических радаров, действительно, положительно влияет на дорожную ситуацию, в России вряд ли этот номер пройдет. Внезапно вспомнив о том, что неподалеку располагается камера слежения, водитель автоматически будет резко нажимать на тормоз, провоцируя на резкие движения других автомобилистов. Тогда как в Европе на трассах, где расположены радары, водителей заранее информируют о том, что скоро они окажутся в поле зрения камеры, что и позволяет им плавно сбросить скорость. Кроме того, европейские цифровые карты уже включают в себя координаты расположения радаров и так же заранее информируют о них пользователя.

Автоматический радар, работающий в тестовом режиме, расположенный перед Лефортовским тоннелем на ТТК, к примеру, отвлекает автомобилистов, которые пытаются разглядеть, правильно ли компьютер угадал их скорость. Никто, правда, и не задумывается о том, что этот радар поставлен не для забавы, а в профилактических целях, поэтому относятся к нему, как к новомодной гаишной игрушке, которой те пока так и не научились правильно пользоваться.

Источник: http://www.autonews.ru